Аэроград - главная страница

 




Единая информационная среда Таможенного Союза. Интеграция ресурсов и принцип «одного окна» управления



В современных условиях функционирования Таможенного союза вопросы интеграции процессов внешней и взаимной торговли и, как следствие, интеграции транспортных комплексов государств-членов Таможенного союза становятся особенно актуальными. Все издержки и несогласованности на наднациональном и ведомственном уровне отрицательно сказываются на практических проектах организации транзитных мультимодальных перевозок, экспортно-импортных операций, обеспечивающих процессов.
Информация о логистических потоках (материальном, финансовом, документальном…), необходимая для принятия оперативных управленческих решений находится в разных, не связанных друг с другом источниках, у большого числа логистических субъектов. Проблемы с получением достоверной, полной и качественной информации приводят к снижению эффективности транспортно-логистических услуг, дублированию обеспечивающих функций, большому объему бумажной документации, росту необоснованных потерь.

Комплексное информационное обеспечение транспортно-логистических процессов, быстрая оценка информации, принятие на её основе превентивных управленческих решений позволит реализовать новое качество транспортных услуг на территории Таможенного союза. Важнейшим фактором, обеспечивающим достижение этой цели, является взаимодействие информационных систем всех субъектов логистических цепочек транспортных процессов, и получение интегральной информации в любом требуемом разрезе на любом уровне детализации.

Современный принцип «одного окна» - это в первую очередь реализация интегральных технологических схем обработки данных, создание единого информационно – технологического пространства процессов внешней и взаимной торговли. Решению этой задачи на территории стран - членов ТС мешает отсутствие комплексных национальных и наднациональных нормативно-правовых основ работы транспортной логистики и, как следствие, отсутствие скоординированного, эффективно работающего механизма управления комплексными транспортно-логистическими ресурсами. Именно на такое нормативно-правовое поле должны опираться организационно-технологические решения, в рамках которых решаются вопросы технической поддержки и информационного обеспечения. В отличие от ряда других стран, в государствах ТС отсутствуют механизмы лицензирования и сертификации транспортно-экспедиторских услуги, и, как следствие, строгая регламентация деятельности организаторов транспортно-логистических процессов, логистических провайдеров, экспедиторских компаний. Тем не менее, задачу создания единой информационной среды, «единого окна» обслуживающего интегральные логистические потоки можно решить, создав единые корпоративные правила работы, опирающиеся на существующее отечественное и международное законодательство и научно-методический потенциал, не противоречащие им, но эффективно их дополняющие. На это нормативно-правовое поле должны опираться организационно-технологические решения - взаимные договора, соглашения, технологические модели, регламенты, корпоративные стандарты, процедуры взаимодействия участников и пр. Идеологией создания единой информационной среды автоматизируемых бизнес-процессов управления внешней и взаимной торговли является принцип цельного рассмотрения всех логистических потоков сопровождающих функционирование интегральной системы, материальных, финансовых, документальных и информационных.

Типичное для существующих ведомственных систем, раздельное понимание и изучение компонент и потоков в каждой из функциональных областей приводит к тому, что документальные потоки и, как следствие, данные или сведения в них, которые формируют информационные потоки, рассматриваются также раздельно, без их взаимосвязи и истории. Только цельное и централизованно выполненное описание потоков дает возможность создать единую информационную среду, дающую возможность реализовать информационные сервисы в режиме «одного окна». Иные варианты ведут к многочисленным нестыковкам, необходимости применения дополнительных регламентов, документов, к разработке специальных информационных интерфейсов и пр. Именно в такой идеологии обеспечения единой среды информационно-технологического взаимодействия ведомственных ИС стран, членов ТС, должна создаваться интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли Таможенного союза (ИИСВВТ). Единая информационная среда – это электронная версия информационного поля, поддерживаемая совокупностью программно-технических средств. Основу среды составляют стандартизованные форматы данных и электронных документов, унифицированные протоколы информационного взаимодействия, описания бизнес-процессов в предметных областях в новых условиях (с учетом широкого информационного взаимодействия) опирающиеся на международные стандарты в области транспорта и внешней торговли. В первую очередь – именно описания бизнес-процессов. Единая информационная среда – это также специальные регламенты, упрощающие формальности транспортных перевозок по территории стран Таможенного союза, процедуры информационного взаимодействия участников транспортного процесса.

Инновационный способ управления транспортными ресурсами логистических субъектов на территории ТС, должен базироваться на оперативном получении информации со всех сегментов национальных транспортных комплексов, участников транспортных процессов, министерств и ведомств, занятых в их реализации контроле, международных транспортных организаций. Анализ этой информации даст возможность управленцам принимать правильные и своевременные решения, контролировать их реализацию, формировать перспективное нормативно-правовое поле внешней и взаимной торговли. Принцип интеграции информационно-технологических ресурсов, принцип управления в режиме «одного окна» направлен на ускорение процессов экономической интеграции государств-членов Таможенного союза и создание благоприятных условий деятельности их субъектов хозяйствования.

С его помощью становится возможным осуществление эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, оптимизация таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля.

Зубаков Г.В.
Международный логистический клуб
Ассоциация участников авиационной и авиатранспортной деятельности «Аэроград»


Источник: Ассоциация «Аэроград»
Новости ИЛЦ «Аэроград»
05.04.2011