Аэроград - главная страница

 




Проблемы информатизации таможенных сегментов логистики внешнеэкономической деятельности



В настоящее время ситуация на отечественном рынке ВЭД характеризуется большой степенью неопределенности. Практически одновременный запуск нескольких масштабных национальных и наднациональных реинжениринговых проектов, затрагивающих основополагающие процессы отечественной логистики ВЭД, привел к многочисленным системным сбоям в работе федеральных органов исполнительной власти, курирующих ВЭД, и в первую очередь, в работе российской таможенной службы.

Реформа центрального аппарата ФТС России, приведшая к уходу профессиональных кадров, упорное желание, вопреки мнению рынка, реализовать достаточно спорную идею переноса таможенного оформления на границы РФ, реорганизация самих таможенных органов и их, не всегда продуманное сокращение, образование Таможенного союза трех республик СНГ и принятие наднациональных нормативных актов, реформа фундаментальных институтов таможенного дела и спешное конструирование нового нормативного поля таможенной деятельности… Этот перечень можно продолжать и далее.

По масштабу и значимости любое из перечисленных мероприятий заслуживает самого пристального внимания и системного профессионального обсуждения на всех, без исключения, уровнях государственного управления, требует большой и скрупулезной подготовительной работы по принципу «не навреди». Поспешные узковедомственные несогласованные мероприятия по реформированию важнейшего для страны сегмента рынка окончательно запутали, как участников ВЭД, так и самих «законотворцев», привели к кризисной ситуации в системе проектного управления. Что произойдет первого июля, когда начнется новый этап развития национальных и наднациональных таможенных технологий, как будут осуществляться таможенные процедуры на новых границах в условиях применения нормативных актов союзного государства, как, детально будет организовано взаимодействие разных таможенных служб и разных таможенных процедур? Самое главное, что ожидает в новых условиях конкретный бизнес, какие ему придется нести издержки? На эти вопросы в стране, на настоящий момент, не может ответить никто.

Рынок покорно ждет «судного дня» и, с чисто российским оптимизмом, надеется на чудо, которое принесут ему инновации новых технологий удаленного электронного таможенного оформления. Но так ли оптимистична ситуация в этом инновационном сегменте, какие проблемы реально стоят за декларируемыми лозунгами, и что необходимо предпринять, чтобы реально решить эти проблемы? Остановимся на этих вопросах более подробно.

Не требует комментария аксиома о том, что нельзя автоматизировать неопределенность. Если отсутствует идеология того или иного процесса, его нормативно-правовой фундамент, закрепляющий построенное на нем здание из технологических регламентов и процедур, ни о какой системной автоматизации этого процесса говорить нельзя. Можно лишь помочь управленцам компьютеризировать небольшие локальные сегменты их деятельности. Нельзя говорить об «одном окне» комплексного электронного оформления тех или иных процессов, если отсутствуют идеология и технология не только взаимодействия этих процессов за таким «единым окном», но и технология, и идеология самих этих процессов. Именно такая ситуация характерна, на настоящий момент, для информатизации компонент рынка ВЭД, в целом, и автоматизации оформления внешнеторговых потоков, в частности.

Из-за отсутствия общей идеологии модернизации национального и наднационального рынка ВЭД, разрозненные, несистемные ведомственные инновации вызывают столь же разрозненные, зачастую, взаимно противоречивые и, поэтому, легко критикуемые, возражения и замечания тех или иных субъектов ВЭД. Идея их объединения отсутствует. Как отсутствует и интегральное, взаимоувязанное национальное нормативно-правовое поле ВЭД. С точки зрения логистики ВЭД, такой интегральной идеологией могла бы быть идеология неразрывности логистических потоков цепей внешнеторговых поставок. Именно с точки зрения неразрывности, цельности материального («товар», «груз», «таможенный товар», «товар»…), сопровождающих его, документального, финансового и информационного потоков следует подходить к автоматизации таможенного сегмента ВЭД. Именно с этой точки зрения следует рассматривать технологические схемы взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, организацию межведомственного взаимодействия в пограничных пунктах пропуска, пунктах таможенного оформления, на международных транспортных коридорах.

Рынок нуждается в упрощении таможенных и иных формальностей, прозрачности и открытости процедур контроля и оформления, снижению связанных с их проведением логистических издержек.

С этой точки зрения, все без исключения, добросовестные участники ВЭД заинтересованы в эффективных процедурах предварительного электронного таможенного оформления. Именно такая, общая формулировка важна и неслучайна. «Предварительное» - потому, что оформление должно проводиться до фактического прибытия транспортного средства (а еще лучше – до его отправления) и до прибытия груза. Только такое оформление дает возможность заранее планировать и оптимизировать логистические издержки. «Электронное» – потому, что только с помощью современных информационных технологий можно увязать в единое целое весь технологический документооборот, все информационные потоки всех субъектов международных грузовых перевозок и организовать быструю передачу требуемой информации от нужного источника необходимому адресату. «Таможенное оформление» - потому, что это наиболее общий термин, характеризующий весь процесс таможенной очистки грузов, включающий в себя и подготовительные операции, и декларирование, и выпуск.

В этой идеологии, именно участники ВЭД и, курирующие их деятельность, внешнеэкономические и транспортные государственные ведомства должны были стать инициаторами таких инновационных технологий предварительного оформления, особенно эффективных с учетом развития глобальной информационной сети. В нашей стране, по причине опережающего развития таможенных ведомственных информационных технологий, инициатива в этом сегменте принадлежит таможенным органам. В отсутствии позиций Минэкономразвития и Минтранса РФ, ФТС России инициировала вышеназванные процедуры в своих, чисто ведомственных интересах, и, естественно, преследует только свою, ведомственную точку зрения, безусловно, требующую понимания. В отсутствие общей модели, весь процесс предварительного электронного таможенного оформления в идеологии ФТС России, разбит на несколько частей.

1. Электронное предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
2. Электронное обеспечение гарантий и уплаты таможенных платежей.
3. Электронное и интернет-декларирование.

Уже в таком, искусственном делении единого процесса заложена концептуальная ошибка, но, тем не менее, это современный подход к проблеме со стороны ФТС России.

Первая часть - электронное предварительное информирование. Это одно из самых приоритетных направлений деятельности таможенной службы, особенно актуальное в свете грядущих перспектив внесения изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации в части введения института обязательного предварительного информирования. Предполагается обязать перевозчиков или иных лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ предварительно информировать таможенный орган о товарах, ввозимых на таможенную территорию РФ. Сегодня, в концептуальную основу процедуры предварительного информирования положены требования к перевозчику о предоставлении фиксированного набора сведений о товарах и транспортных средствах таможенному органу. Но именно такая постановка вопроса не учитывает реально существующее взаимодействие и распределение ответственности в логистических цепях внешнеторговых поставок. Перевозчик, оперирующий категорией «груз», может предоставить только те сведения, которые содержатся в его документах и не имеет возможности оперировать данными из документов, подотчетных другим участникам логистической цепи: экспортерам, импортерам, экспедиторам, брокерам и др.

Данные в различных внешнеторговых документах, имеющие одинаковую функциональность, могут быть полезно использованы в целях пограничного и таможенного контроля только при «сквозном» рассмотрении всех процессов ВЭД и всех потоков в целом. В ином случае, данные перевозочных коносаментов могут не совпадать с данными внешнеторгового контракта и, выпущенных на его основе, документов экспедитора, страховой компании, банка и др. Любые несовпадения могут трактоваться таможенными органами, как нарушения и приводить к остановке международной перевозки. Прямое копирование, существующих в мировой практике национальных процедур обязательного предварительного информирования, не учитывает того факта, что в этих странах существует и хорошо работает логистическое (обычно транспортно-экспедиторское) нормативно-правовое поле, обеспечивающее интеграцию участников международных перевозок, их взаимодействие и наличие интегральной информационной среды. В нашей стране такого поля и такой среды пока еще нет.

Таможенное дело в России вообще не признает понятия «груз», которым оперирует транспортная логистика и ее субъекты: экспедиторы, перевозчики, агенты, грузовые терминалы. В таможенной деятельности используются только понятие «товар». Следует заметить, что понятия «товар» в таможенном деле и «товар» в логистике внешнеторговых операций тоже, строго говоря, разные. Такое раздельное и неоднозначное понимание материального потока разных составляющих единого процесса ВЭД приводит, например, к тому, что требования таможенных органов по классификации (декларированию) товаров в соответствии с Товарной Номенклатурой ВЭД предъявляются, как правило, произвольному субъекту транспортного процесса, которым обычно, оказывается перевозчик. Такие неоднозначные трактовки ведут к многочисленным и неоправданным издержкам, например, к невозможности осуществления консолидированных отправок, фундамента транспортно-экспедиторской деятельности, особенно актуальных при авиационных и морских перевозках и, как следствие, значительному удорожанию международных перевозок в Россию. Именно такая ситуация характерна в настоящее время для национальных международных автомобильных перевозок. Кроме того, требования, предъявляемые таможенной системой к составу сведений предварительного информирования, зачастую, не могут быть выполнены отдельными субъектами ВЭД в принципе. Отсутствие цельной модели сведений, необходимых и достаточных для осуществления любых внешнеторговых операций, приводит к тому, что большинство отправлений подвергается корректировке таможенной стоимости. Растет непредсказуемость и риски при организации процессов контроля, растет объем недостоверного декларирования и контрафактных товаров, растут логистические издержки. В перспективе такая идеология предварительного информирования может быть удобна только глобальным, транснациональным, сетевым операторам мирового транспортного рынка. У таких компаний все звенья логистической цепи находятся под контролем их корпоративных норм и технологий. В России таких операторов нет и, в ближайшее время, они не могут появиться, по объективным, организационно-финансовым причинам. Вывод очевиден: существующий механизм электронного предварительного информирования требует осмысленной и вдумчивой коррекции.

Следующий важнейший аспект - электронные гарантии и электронное обеспечение платежей. В данном случае совершенно непонятно вычленение этого блока из общей модели декларирования. Не может быть декларирования без обеспечения платежей, не может быть электронного декларирования без электронного обеспечения уплаты всех видов таможенных платежей. Здесь видится некоторая искусственность и бессистемность.

В конце прошлого столетия только таможенная система могла обеспечить учет и мониторинг поступления платежей в бюджет Российской Федерации. Иные инструменты и институты государства не работали должным образом. Пусть недостаточно совершенные, но на тот момент действенные и, вероятно, единственно возможные механизмы учета и обеспечения гарантий и платежей, созданные таможенной службой, работали. Но со временем их недостатки стали очевидны. Достаточно эффективно работают национальные банковские и налоговые системы. Электронная оплата любых налогов и осуществление любых платежей легко осуществимы, а их механизмы не требуют пояснения. Однако по непонятной причине только автоматизация таможенных платежей осуществляется с использованием устаревших средств их реализации и контроля. Вместо того, чтобы интегрировать усилия многих компаний на исправление этой ситуации, Федеральная таможенная служба фактически выдавливает с рынка ВЭД единственную в стране действующую электронную специализированную платежную систему, и способствует созданию на ее месте параллельной непрозрачной системы с далеко не современными механизмами. Имевшиеся системы гарантий обеспечения платежей вообще ликвидированы с непонятными перспективами.

Выход видится в демонополизации и реинжениринге этой специфической области, в передаче многих учетных и обеспечивающих функций национальной налоговой системе, построению прозрачных и эффективных систем электронной оплаты на основе межбанковских технологий и современных средств коммуникаций в увязке с компонентами предварительного информирования и предварительного электронного декларирования внешнеторговых поставок.

Организация обеспечения электронные гарантии уплаты таможенных сборов и платежей также требует инновационного реинжениринга. Новый подход должен, прежде всего, опираться на механизмы логистики внешнеэкономической деятельности, безусловно учитывающей необходимость наличия эффективного таможенного контроля, но устраняющей необоснованные ведомственные административные барьеры, снижающие эффективность внешнеторговых операций. Для обеспечения гарантий свободного и безопасного движения внешнеторговых поставок, возможно, необходимо использовать нейтральную авторитетную организацию, не связанную в своей деятельности с таможенной службой. Такой организацией может быть, например, российская Торгово-промышленная Палата. Она могла бы гарантировать государству наличие достоверный и полной информации по внешнеторговым поставкам, и реализовать поручительство за их доставку. Могут быть предоставлены финансовые гарантии, что все перемещаемые внешнеторговые товары будут соответствовать заявленной контрактной стоимости и начисленные платежи в полном объеме поступят в бюджет государства. В этом случае, излишние административные барьеры могут быть сняты, а всем участникам внешнеторговых операций организация (ТПП России) предоставит гарантии свободного и беспрепятственного движения товарных потоков, транспорентность и прогнозируемость бизнеса. В обеспечение этих инноваций можно будет задействовать имеющиеся на рынке механизмы электронных расчетов платежей и гарантий, учета и зачета обязательств, проведения транзакций в режиме реального времени, в том числе и с использованием банковских карт. Сведения, включающие не только сертификационные и перевозочные, но и стоимостные параметры при таком подходе могут стать элементами информационного обмена с использованием технологий предварительного информирования и «интернет» декларирования.

На вопросах электронного декларирования и «интернет» декларирования внешнеторговых отправок следует остановиться отдельно. Во первых, такое разделение процесса (а именно так оно звучит в позиции ФТС России) достаточно спорно. Декларирование уже в прошлом веке было электронным. Электронные форматы ГТД были внедрены ГТК России еще в девяностых годах прошлого столетия. Использование в качестве носителя дискеты или иных электронных средств никак не меняет сути самого процесса, особенно, если не отменяет необходимости наличия бумажных носителей, не охватывает всех компонент таможенного оформления и таможенного контроля, и не связано с процессами предварительного информирования и постконтроля (что характерно для сегодняшней ситуации). Именно с учетом и интеграцией всех вышеперечисленных аспектов требуется доработка механизмов электронного взаимодействия в приемлемой для рынка ВЭД идеологии. Это требует инновационных подходов, времени и кропотливой системной работы.

Следует отметить безусловную перспективность реализованной в ФТС России процедуры представления сведений через Интернет, введенной в 2008 году приказом №52 и дающую возможность взаимодействия с таможенной службой из любой точки мира. Также необходимо отметить, как перспективный момент, создание в ФТС России автоматизированной системы внешнего доступа (АСВД) и электронных форматов документов, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, дающих возможность практической реализации национальной информационной среды ВЭД. В качестве варианта, можно рассмотреть возможность создания такой среды, включающей библиотеки национальных информационных стандартов, процедур и регламентов информационного взаимодействия, форматов передаваемых документов и структуру составляющих их данных на основе, разрабатываемой в настоящее время под эгидой Минтранса России автоматизированной системы управления транспортным комплексом РФ (АСУ ТК РФ). Эта информационная среда может лежать в основе перспективной автоматизированной системы внешней и взаимной торговли (АСВВТ) стран Таможенного союза, а также иных национальных и наднациональных автоматизированных систем обеспечения логистики внешнеэкономической деятельности. В их числе могут быть и модернизируемая единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России и разрабатываемая межведомственная интегрированная автоматизированная информационная система (МИАИС) ведомств, осуществляющих контрольные функции на государственной границе (ФТС России, ФМС России, ФНС России, ФСБ России, Роспотребнадзор, Минсельхоз России, Ространснадзор). С точки зрения интересов правильного функционирования последней, ее разработку было бы полезно передать под эгиду транспортного ведомства. Действительно, объектами контроля здесь являются перемещаемые логистичестические потоки.Минтранс, единственное из всех ведомств заинтересован в эффективном и безопасном перемещении этих потоков, а не в контроле их компонент.

В целях оказания достоверных и качественных информационно-логистических услуг всем без исключения участникам транспортного процесса ВЭД, включая и государственные контролирующие органы, всеми имеющимися и перспективными АСУ сегментов ВЭД, необходимо создать цельную, взаимоувязанную и непротиворечивую модель сведений, необходимых и достаточных для прохождения каждого этапа ВЭД, включая процессы таможенного оформления и таможенного контроля. Эта модель должна также охватывать и все финансовые потоки, сопровождающие внешнеэкономическую сделку и ее транспортно-логистические процессы.

На современном этапе развития мировой экономики своевременная и четкая информация о всех ключевых процессах ВЭД становится самостоятельным источником получения дополнительной прибыли. Сервисные информационно-технологические услуги по управлению заказами, процессами, ресурсами, услуги коммуникации, поиску и анализу информации, консалтинговые услуги – представляют собой эффективный инновационный источник получения добавленной стоимости.

Развитие интернет-коммерции, появление на ее основе системного аутсорсинга логистики добавленной стоимости, позволяющей снижать общие издержки и повышать качество обслуживания за счет создания единой информационной среды и организации сервисного взаимодействия по принципу «одного окна», выявили новую перспективную тенденцию развития логистических операторов. Это тенденция - появление на внешнеэкономическом рынке информационно-логистических операторов или информационно-логистических операторских центров (далее – операторский центр). Операторский центр, представляет собой сервисную компанию, выполняющую на основе аутсорсинга комплексные услуги по управления интегрированными процессами в цепях поставок ВЭД, без использования физических механизмов управления материальными и иными логистическими потоками. Функционал информационно-логистического оператора предполагает использование «виртуальной коммерции», реализации комплексных услуг по управлению логистическими процессами на основе единого информационно-технологического пространства. Деятельность информационно-логистических операторов на настоящий момент никак не регламентируется. Это в равной мере относится и к отечественному и к мировому логистическому рынку. Современная тенденция глобализации и монополизации транспортно-экспедиторского рынка, по сути, является помехой к быстрому развитию интеграции услуг внешнеторговой логистики. Транснациональные операторы не заинтересованы в разрушении, с таким трудом построенной ими, собственной сервисной сети и развиваются, как правило, не за счет интеграции услуг эффективно работающих логистических субъектов, а на основе использования собственных сервисов и ресурсов, поглощая этих субъектов и монополизируя рынок.

Именно неразвитость отечественных механизмов транспортно-экспедиторских сервисов и отсутствие регламентации деятельности информационно-логистических операторов может дать правильный импульс развитию национальной логистике ВЭД. Имеется уникальная возможность перейти через эволюционный порядок развития логистического аутсорсинга и реализовать на практике механизмы виртуального управления цепочками поставок, управление комплексами транспортно-логистических услуг. Эта реализация должна опираться на инновационные компоненты глобальных информационных технологий и четко прописанные корпоративные стандарты. Именно корпоративные стандарты являются основной компонентой работы информационно-логистического операторского центра.

Первые практические механизмы реализации таких операторских центров появились на рынке ВЭД в целях предоставления услуг субъектам рынка по информационному взаимодействию с таможенными органами и снижения логистических издержек, связанных с процессами таможенного оформления.

Перспективная информационная система таможенной службы должна оперировать с полным объемом данных о товарах и транспортных средствах, находящихся во внешнеторговом обороте. В этом ключе становится понятной необходимость наличия операторских центров. Очевидно, что многие участники ВЭД, задействованные в технологических инновациях по предварительному электронному таможенному оформлению с таможенными органами, не всегда в состоянии нести большие расходы по разработке программно-аппаратных комплексов, в должной мере поддерживающих электронный обмен данными. В этом случае, совершенно логичным становится появление на «околотаможенном» рынке компаний, нейтральных к нему, имеющих соответствующее техническое оснащение, согласованное с таможенными органами программное обеспечение и осуществляющих электронный обмен данными с ними, в интересах и по технологиям своих клиентов – участников ВЭД. Базовые системы таких инфокоммуникационных компаний – «операторов» должны быть построены по идеологии систем коллективного пользования и иметь соответствующие юридические, технологические и технические атрибуты. Именно нейтральность и высокая информационная оснащенность должны быть основными характеристиками оператора. Никогда нельзя допускать ситуации, когда операторской деятельностью будет заниматься компания явно аффилированная с рынком «околотаможенных» услуг и не имеющая соответствующего организационного, технологического и технического обеспечения. На основе корпоративных стандартов операторский центр должен обеспечивать интеграцию всех субъектов логистических цепей ВЭД, организовывать сбор и консолидацию необходимой информации, передачу от их имени и по их поручению этой информации в таможенные органы. Именно в развитии системы национальных информационно-логистических операторов видится главная инновационная стратегия модернизации информационного обеспечения рынка ВЭД.

Несмотря на то, что операторский центр, как компонента информационного обмена между участниками ВЭД и таможенными органами, впервые появился именно в нормативных документах российской таможенной службы, последующие реформы практически уничтожили его идеологию. Стали появляться идеи об обязательности ответственности оператора не за достоверность передачи информации, полученной от его клиентов, а за достоверность самой информации. Деятельность информационного оператора стала конкурентной деятельности его возможных клиентов (экспедиторов, импортеров, брокеров, перевозчиков и др.) и партнеров, предоставляющих ему информационные и технологические компоненты для реализации логистических сервисов. Информационный оператор превратился в компанию, управляющую только коммуникационным доступом к информационным ресурсам ФТС России. Конкурентные преимущества в этом случае имеют структуры явно или неявно связанные с таможенными органами. Такая идеология ведет к выхолащиванию инноваций и технологической деградации. Из десятков, заявивших о себе операторских центров, большая часть принадлежит экспедиторским, брокерским, терминальным компаниям, крупным перевозчикам, способным интегрировать только собственную информацию. Такие центры ничем не отличаются друг от друга и не имеют возможность обеспечить интеграцию информации иных субъектов ВЭД. Часть операторских центров принадлежит небольшим компаниям, реализующим информационные сервисы в околотаможенной деятельности и, по сути, являются завуалированной формой реализации этих сервисов. Клиенты таких компаний оказываются в ситуации невозможности использования иных сервисов других компаний. Лишь несколько операторских центров, осуществляет сбор необходимой информации через свою филиальную и партнерскую сеть, ее объединение, мониторинг, предметный анализ, сегментацию и информационный обмен, как со своими клиентами и ведомственными коммунальными системами, так и с таможенными органами РФ. Необходимо четко понимать их деятельность и отличие от иных компаний, использующих это название.

Безусловно, технологии и организационные компоненты информационно-логистических операторов, реализующих свои услуги на рынке ВЭД, заслуживают самого пристального внимания, изучения и развития. Эти компоненты могут быть не только ядром интеграционных технологий, объединяющих информацию всех субъектов логистических цепочек ВЭД, но и служить основой организации единой информационной среды автоматизированных систем федеральных органов и наднациональных объединений.

Зубаков Г.В.
Ассоциация «Аэроград»
Международный логистический клуб.
Директор МЛК.

Источник: Ассоциация участников авиационной и авиатранспортной деятельности «Аэроград»
05.04.2010