Аэроград - главная страница

 




Про котов (Четыре «Ё»)




Российская инновация – назначать в советы директоров крупнейших предприятий с государственным участием чиновников профильного министерства (!), а потом под их руководством бороться с коррупцией и разрабатывать антирейдерские законы, достойна пера Салтыкова-Щедрина. Самая мягкая аналогия этому: запустить котов в чулан, где стоит открытая кадка хозяйской сметаны и удивляться, почему сметана так быстро исчезает.

Становится не смешно, когда понимаешь, что в этом «чулане» ты живешь и работаешь, а открытая «кадка со сметаной» - государственные ресурсы – на всех одна. Еще печальнее сознавать, что котам одной сметаны будет мало, и они, по своему природному инстинкту, испортят и другие припасы, хранящиеся в чулане.

Что должен сделать рачительный хозяин с такими «котами»? Ответ – ясен. Тогда, почему этого не происходит? Почему все коты на своих местах, а мы молча наблюдаем за кошачьей оргией, когда под громкое мурлыканье исчезает не только хозяйская сметана, но и поедается, портится и переводится все, что им попадается, что приготовлено и обработано другими?

В последние годы объектом «кошачьего внимания» стала российская гражданская авиация, или то, что от нее осталось. Неприкрытое, наглое рейдерство идет в международном аэропорту Шереметьево.

Целью враждебного захвата избраны предприятия, находящиеся в зоне ответственности международного аэропорта: ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии», ОАО «Трансаэро», ОАО «Гостиничный комплекс Шереметьево», ОАО «Шереметьево-Карго», ЗАО «Аэроферст», ООО «Саней-К» и др.

Особенно острая ситуация складывается вокруг международного грузового терминала ОАО «Шереметьево-Карго». Похоже, руководство ОАО «МАШ», неспособное конкурировать с ОАО «Шереметьево-Карго» экономическими методами, выбрало путь рейдерского захвата грузового терминала с привлечением государственных структур. Налицо подрыв авторитета действующей власти и Президента России, который официально заявил о необходимости принятия безотлагательных мер по борьбе с рейдерством и коррупцией в защиту малого и среднего бизнеса.

В крупнейший рейдерский скандал втянут аэропорт «Домодедово». «Ист Лайн», управляющая компания аэропорта Домодедово стала объектом пристального внимания рейдеров в государственных мундирах. В ситуацию был вынужден вмешаться сам Президент страны. По его словам: «Даже если ошибки (при приватизации аэропорта) были сделаны, не факт, что государство должно забирать».

Но, несмотря на внимание к вышеупомянутому и прессы, и Президента Минтранс хранит упорное молчание! Не потому ли, что сам его глава Игорь Левитин, занимающий пост председателя совета директоров МАШ, оказался в недвусмысленной ситуации, и прямо обвиняется рядом компаний в потворстве попыток «недружественных поглощений»? Как метко сказал известный шоумен: «Тяжело стоять на своем – очень больно».
Но если можно одним, то отчего нельзя другим? Государственные компании и государственные ведомства одно за другим оказываются участниками коррупционных скандалов и судебных тяжб по «собиранию» чужого бизнеса, не стесняясь, распродают среди «своих» государственные ресурсы, превратив процедуры госзакупок и аукционов в «постановочные» шоу.

Неправедные действия сопровождаются полной потерей профессионализма. Деградируют целые ведомства. Распилы и рейдерство невозможно сочетать с инновациями и развитием инфраструктуры. В таможне с «тонущего корабля» сбежали последние специалисты. При полном молчании руководства службы, останавливаются международные перевозки и закрываются успешные эксперименты. Фактически принадлежащий таможенной службе ФГУП «Ростэк» втихую собирает под себя «сливки» и остатки былых инноваций в таможенном деле. Электронные таможенные платежи, гарантийное обеспечение перевозок, использование микропроцессорных карт при таможенном оформлении, предварительное информирование, электронное декларирование, операторский центр…

Свое программное выступление в Красноярске Дмитрий Медведев назвал «Четыре «И». «Мы должны будем сконцентрироваться на основных направлениях, на своеобразных четырех «и»: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях», сказал он. Рассмотрим тезис подробнее: «расставим все точки над Ё».

Захват инноваций никогда не приведет к их развитию. Нет стимула и некем развивать! В государственных министерствах и ведомствах основным смыслом работы чиновников оказывается не становление отрасли, а строительство собственного «свечного заводика».
Деградация институтов обязательно ведет к развалу инфраструктуры, отсутствию инноваций и потере инвестиций. Попутно куда-то уходит интеллект.

Известная статистика: российские водители редко платят штрафы за нарушение правил дорожного движения через сберкассу и предпочитают неформальные расчеты на месте. Объяснение: первое - неудобно, долго и непредсказуемо, не устраивает сам факт «приятного» общения с инспектором. Но так редко встречаются инспектора, которые отказываются от «мзды»! Почему одни «дают», а другие «берут»?

Вывод также прост: это не потому, что наши водители нехорошие, а инспектора – плохие. Это просто Система такая. Система – правила игры, правила жизни в стране. Правила, которые создают необходимость нарушать, даже для нежелающих этого делать. Правила, которые создают неудобства регистрации, оплаты, подтверждения, которые писаны для одних и не писаны для других. Правила, которые заставляют инспекторов прятаться по кустам, маскируясь в поисках очередной взятки.

Почему это все так? Потому, что в «нашем чулане» правила пишут объевшиеся хозяйской сметаны «коты».
А что делаем мы, водители? Мы молча моргаем фарами, предупреждая друг друга об очередной засаде.
И, по необъяснимой российской привычке, надеемся на очередного «управляющего чуланом».

Кирилл Белов, специально для ИЛЦ «Аэроград»
19.06.2008