Аэроград - главная страница

 




Оптимизация работы пограничных пунктов пропуска, создание инновационной системы эффективного информационно – технологического взаимодействия государственных контролирующих органов и участников ВЭД



Доклад Президента Ассоциации участников авиационной и авиатранспортной деятельности «Аэроград» Г.В. Зубакова на объединенном заседании секций Шестой Международной научно-практической конференции «ТелекомТранс-2008» (Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России), проходившей в г.Сочи с 20 по 22 мая 2008 года.



Интеграция России в мировую транспортную систему, развитие внешнеэкономических связей и внешнеторгового товарооборота обусловили существенный рост международных грузовых перевозок и, соответственно, товаров и транспортных средств, проходящих через пункты пропуска на государственной границе Российской Федерации.

Работа действующих пограничных пунктов пропуска, расположенных на основных торговых путях, транспортных коридорах, портах и аэропортах в настоящее время не отвечает современным международным стандартам транспортно-логистического обслуживания, становится тормозом для дальнейшего роста международных перевозок.

Неэффективная организация работы в них может негативным образом сказаться на качестве всех видов государственного контроля на границе, снижении уровня безопасности перевозок товаров и транспортных средств, что, принимая во внимание существующий уровень террористической угрозы, является абсолютно недопустимым.

Пункт пропуска включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений с соответствующим технологическим обеспечением, в которых осуществляют свою деятельность государственные контрольные органы, транспортные и иные предприятия и организации, обеспечивающие работу пункта пропуска.

Под государственными контрольными органами понимаются подразделения органов пограничного, таможенного, санитарно –карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного контроля, инспекции государственного надзора, службы авиационной безопасности и иные подразделения, созданные для обеспечения контроля за соблюдением установленных правил пересечения государственной границы физическими лицами, перемещением через нее транспортных средств, грузов, товаров и животных (далее транспортные средства и грузы).

Последовательность осуществления всех видов контроля в пунктах пропусков определяется типовыми схемами организации пропуска и технологическими схемами пропуска через государственную границу физических лиц, транспортных средств и грузов, которые вводятся в действие правовыми актами соответствующих министерств и ведомств.
Координация деятельности обеспечивается Координационным совещанием, в состав которого входят руководство подразделений государственных контрольных органов и администрации пункта пропуска.

К сожалению, эффективность работы координационных совещаний недостаточно высока.

Информация о материальных потоках ВЭД, необходимая для принятия оперативных управленческих решений находится в разных, не связанных друг с другом источниках, у большого числа участников ВЭД, субъектов транспортного процесса (экспортеров/импортеров, экспедиторов, перевозчиков, агентов, предприятий обеспечивающего комплекса, таможенных и иных посредников, банков, страховых компаний, органов исполнительной власти и пр.).

Отсутствие механизмов систематизации, анализа и структурирования информации, технологий предварительного информирования, сопоставления информации из разных источников, передачи результатов анализа в контур оперативного управления приводит к снижению эффективности системы государственного контроля, дублированию функций различных государственных органов, большому объему бумажной документации, повышению роли человеческого фактора, увеличению времени принятия решения.

Одним из основных показателей функционирования пунктов пропуска является безопасность перемещения транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В соответствии с современными международными требованиями основу системы безопасности на транспорте должна составлять реализация принципов «известности» всех материальных потоков, замыкающихся на транспортном средстве (пассажиры, багаж, грузы, почта, расходные материалы, агрегаты и запчасти, обслуживающий персонал, специальная техника и оснастка).

Существующие технологии обеспечения безопасности не отвечают современным требованиям и приводят к существенному замедлению единого процесса обеспечения функционирования пункта пропуска, что несовместимо с программами увеличения объемов перевозок в обеспечение роста внутреннего валового продукта страны.

Существует два обобщенных варианта решения проблемы.

Первый предполагает увеличение количества пунктов пропуска за счет строительства и соответствующего оснащения новых объектов или реконструкцию, расширение и модернизацию действующих пунктов пропуска. Однако при этом следует учитывать, что это все требует значительных материальных, финансовых и временных затрат. Это не позволяет выбрать указанный метод в качестве основного и единственного способа решения проблемы.

В современных условиях наиболее целесообразным является вариант, предполагающий повышение эффективности контроля на границе и пропускной способности пунктов пропуска путем реализации комплекса инновационных мер организационно-правового и технологического характера, направленных на повышение эффективности взаимодействия контрольных органов на границе, преодоление их ведомственной разобщенности, строгую регламентацию контрольных функций, повышении ответственности за результаты контроля.

Представляется, что эти меры, наряду с комплексным применением современных информационных технологий, дадут положительный результат с существенно меньшими затратами.

В настоящий момент остро назрела необходимость реализации масштабного общегосударственного проекта по оптимизации работы пограничных пунктов пропуска, внедрение оптимизированной модели их работы, создание унифицированных элементов единого информационного пространства.

Данная работа должна способствовать решению задач координации деятельности всех структур, оперирующих в пункте пропуска, повышению эффективности их работы и безопасности перемещения материальных потоков через государственную границу РФ

На начальном этапе представляется целесообразной экспериментальная реализация пилотного проекта на выбранных полигонах в нескольких пограничных пунктах пропуска.

Десятилетний опыт работы в данном направлении, накопленный специалистами ИЛЦ «Аэроград», может быть использован при реализации данного проекта.

Главная цель :
Упрощение формальностей при организации контроля за материальными и финансовыми потоками внешнеэкономической деятельности в пунктах пропуска через государственную границу в интересах развития внешней торговли Российской Федерации, повышение его достоверности, эффективности и качества, уменьшение коррупционной составляющей.

Реализация проекта будет способствовать также достижению следующих стратегических целей:
-создание элементов единого информационно-технологического пространства контроля ВЭД на пограничных пунктах пропуска РФ;
-интеграция российской транспортной системы в международную транспортную систему в рамках стандартов ВТО;
-внедрение в существующую практику контроля ВЭД технологий предварительного информирования;
-повышение уровня межведомственного взаимодействия органов государственного контроля за процессами ВЭД;
-повышение эффективности и безопасности транспортных процессов ВЭД РФ;
-уменьшение «серого» импорта, повышение собираемости таможенных платежей.

Применение современных информационных технологий сбора, обработки и анализа информации позволит внедрить в отраслевую практику высокоэффективный инструмент непрерывного мониторинга материальных потоков (физических лиц, транспортных средств и грузов) в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Видится следующая этапность реализации выполнения работ:

Этап 1. Формирование рабочей группы из профильных специалистов («конструкторов»), (далее – Группа) для разработки и внедрения мероприятий по совершенствованию контроля в пунктах пропуска.
Определение статуса Группы и ее руководителя, объема и порядка финансирования и материально – технического оснащения её деятельности.

Этап 2. Организация взаимодействия Группы с органами государственной исполнительной власти, осуществляющими контрольные функции в пунктах пропуска. Выделение для работы в Группе в качестве экспертов специалистов из числа наиболее подготовленных сотрудников этих органов.

Этап 3. Определение количества и наименования пограничных пунктов пропуска (полигона), на которых будет произведено пилотное внедрение результатов Проекта по совершенствованию контроля.

Этап 4. Проведение обследования процессов межведомственного взаимодействия в пограничном пункте пропуска.
Обследование должно проводится экспертами Группы и специалистами привлеченных организаций в государственных органах, участвующих в процессах контроля, в т.ч. в пунктах пропуска, определенных в соответствии с Этапом 3 (согласно предварительно утвержденному Плану проведения обследования).
Должны быть обследованы:
- виды контроля и последовательность их производства;
-наличие согласованных и утвержденных технологий (регламентов, стандартов) осуществления каждого вида контроля;
-организация и уровень взаимодействия государственных органов при проведении процедур контроля;
-организация взаимодействия с участниками ВЭД;
-межправительственное и межгосударственное профильное взаимодействие;
-возможный параллелизм в работе контрольных органов;
-уровень существующей автоматизации процессов контроля;
-наличие информационной инфраструктуры, в т.ч. собственных локальных сетей;
-существующее документирование процессов контроля;
-документы, используемые в процессе контроля и порядок формирования документальных баз;
-порядок формирования баз данных, используемых в процессе контроля;
-протоколы и форматы взаимодействия с вышестоящими органами и с внешними организациями;
-наличие устойчивых каналов связи с вышестоящими контролирующими органами;
-степень участия вышестоящих органов в процессе контроля в пункте пропуска.
-уровень автоматизации участников ВЭД на полигонах и уровень их взаимодействия;
-иные существенные параметры, определенные в соответствии с Планом проведения обследования.

Этап 5. Разработка технологической модели организации ВЭД, применительно к проведению процессов контроля за материальными и финансовыми потоками ВЭД государственными органами в пунктах пропуска через государственную границу РФ по существующему порядку.
( Модель «как есть»).

В модели с помощью предварительно выбранного инструментария описываются существующие процессы, процедуры и операции контроля, его последовательность, документальные и информационные потоки, существующее нормативное и материально-техническое обеспечение.

Этап 6. Разработка Концепции перспективного взаимодействия государственных контрольных органов, обеспечивающей инфраструктуры и участников ВЭД при организации процессов контроля за материальными и финансовыми потоками ВЭД в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
В Концепции на основании анализа Модели по Этапу 5 производится детализация Целей, Задач, Методик выполнения работы, приводится описание механизмов ее практической реализации, внедрения на выбранных полигонах и дальнейшего развития.

Этап 7. Выбор профильных системно-технологических решений для возможной интеграции их с системой обеспечения информационно – технологического взаимодействия государственных органов и участников ВЭД в пограничном пункте пропуска.

Этап 8. Разработка Проектной документации проведения работ по созданию перспективного взаимодействия государственных контрольных органов, обеспечивающей инфраструктуры и участников ВЭД при организации процессов контроля за материальными и финансовыми потоками ВЭД в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
В рамках Проектной документации разрабатываются:
-перспективная технологическая модель организации ВЭД, применительно к проведению процессов контроля за материальными и финансовыми потоками ВЭД государственными органами в пунктах пропуска через государственную границу РФ
( Модель «как должно быть»);
-регламенты межведомственного взаимодействия при проведении процессов контроля за материальными и финансовыми потоками ВЭД государственными органами в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
-регламенты взаимодействия участников ВЭД, государственных органов и обеспечивающей инфраструктуры при проведении процессов контроля за материальными и финансовыми потоками ВЭД в пунктах пропуска через государственную границу РФ;
-техническое задание на создание «пилотной» версии системы обеспечения информационно-технологического взаимодействия государственных органов и участников ВЭД;
-иная необходимая Проектная документация.
Состав и конкретное содержание проектной документации уточняется на этапе разработки Концепции.

Этап 9. Разработка, отладка и тестирование «пилотной» версии системы обеспечения информационно-технологического взаимодействия государственных органов и участников ВЭД в пограничном пункте пропуска

Этап 10. Внедрение «пилотной» версии системы обеспечения информационно-технологического взаимодействия государственных органов и участников ВЭД в пограничном пункте пропуска на выбранных полигонах.

Этап 11. Обобщение Результатов «пилотной» апробации Проекта с выработкой необходимых Рекомендаций по коррекции существующего нормативно-правового, организационного, технологического, материально-технического и информационного обеспечения деятельности пограничного пункта пропуска и внедрения перспективных результатов Проекта в практику работы всех действующих пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Результаты данной работы могут быть использованы Правительством России при:
-организации межведомственного взаимодействия в пунктах пропуска РФ;
-обеспечении международных стандартов мировой транспортной системы (принципы «известности» субъектов и потоков, принципы непрерывного мониторинга);
-создании отраслевых аналитических и «ситуационных» центров на основе механизмов предварительного информирования;
-внедрении систем электронного документооборота в процессах ВЭД (электронный билет, электронная грузовая накладная, единый административный документ и т.д.);
-формировании компонент системы управления рисками;
-реализации программ развития конкретных транспортных узлов;
-совершенствовании системы управления безопасностью перемещения материальных и финансовых потоков ВЭД РФ.

Проведение работ в данном направлении должно уже в ближайшие 2-3 года позволить перейти на качественно иной, инновационный уровень обеспечения функционирования пограничных пунктов пропуска в рамках единой системы национальной государственной безопасности.