Аэроград - главная страница

 




ИЛЦ «Аэроград» - результаты работы информационного оператора авиатранспортного комплекса России



Совместный доклад Президента Ассоциации участников авиационной и авиатранспортной деятельности «Аэроград» Г.В. Зубакова и Заместителя Генерального директора ИЛЦ «Аэроград» В.В.Воронина на объединенном заседании секций Шестой Международной научно-практической конференции «ТелекомТранс-2008» (Телекоммуникационные и информационные технологии на транспорте России), проходившей в г.Сочи с 20 по 22 мая 2008 года.

1.О компании

Информационно - логистический центр «Аэроград» был основан в целях развития информационно – технологической и технической логистики международных транспортных узлов, путем внедрения продуктов современных информационных технологий в бизнес - процессы участников авиационных перевозок.
Необходимость в основании такой компании как ИЛЦ была продиктована кризисной ситуацией в области гражданской авиации, вызванной объективным состоянием Российской экономики периода «перестройки».

Цель деятельности ИЛЦ в поднятии профессионального и технического уровня предприятий обеспечивающего комплекса, оперирующих в международных аэропортах РФ, посредством распространения пакета специализированных информационных услуг, автоматизирующих процессы обслуживания воздушных судов, с использованием систем оперативного управления (планирования, обеспечения и контроля) и современных средств обеспечения безопасности авиаперевозок.

2.Продукты и услуги информационного оператора

В рамках активности информационного оператора подготовлены комплексы услуг для предприятий транспортной системы (авиаперевозчиков, аэропортов, агентов, грузовых операторов, таможенных брокеров и др.) и государственных контролирующих органов.
Программа развития подразумевает создание сети операторских центров, оперирующих на территории РФ и обеспечивающих взаимодействие с мировой транспортной системой. При этом рассматриваются три системных уровня:
-Локальный (в рамках одного транспортного узла);
-Региональный (несколько транспортных узлов);
-Федеральный (интегрирующий оператор).
Все информационные услуги ИЛЦ разбиты на четыре группы:
-группа услуг по предварительному информированию администрации пункта пропуска через государственную границу РФ и подразделений государственных органов, обеспечивающих контроль и защиту государственных интересов на территории транспортных узлов;
-группа услуг по системе государственных и межгосударственных ограничений на перемещения пассажиров, товаров и транспортных средств;
-группа услуг по системному документированию базовых процессов для предприятий обеспечивающего комплекса (аэропортов, авиакомпаний, грузовых операторов, агентов и др.);
-группа услуг специализированных систем непрерывного мониторинга состояния и положения объектов инфраструктуры (система управления рисками).
Арсенал имеющихся решений включает в себя:
a.Средства регистрации, маркирования и идентификации:
-Системы управления пропускным и внутриобъектовым контролем;
-Технология и средства штрихового кодирования и идентификации грузов, средств пакетирования и сопроводительных документов;
-Технология и средства учета рабочего времени (штрих – код; proximity; отпечатки пальцев);
-Технологии и средства учета тягачей, подвижного состава (RFID, GPS навигация).

b.Терминальная логистика:
-Средства автоматизированного документирования процессов складирования на основе принципов RFID;
-Терминальные грузовые системы;
-Терминальные почтовые системы;
-Системы автопарка;

c.Оперативное управление
-Универсальная система управления аэропортом;
-Технологии и средства системы государственных ограничений;
-Технологии и средства системы предварительного информирования;
-Технологии и средства системы управления рисками;

d.Стратегическое управление
-Система поддержки принятия решений;
-Система интеграционных показателей

3.Режимы работы информационного оператора

Работа оператора основана на технологии сбора и предварительной обработки информации, поступающей в аэропорт со всех сопрягаемых процессов. Такой подход позволяет организовать процесс от состояния «неизвестный» субъект к состоянию «известный» субъект.
ИЛЦ «Аэроград» в рамках программы обеспечения пункта пропуска через государственную границу РФ и авиационной безопасности поддерживает три режима работы:
•режим активного формирования групп риска по различным категориям объектов и субъектов;
•режим обеспечения рубежей контроля базовой информацией для физической идентификации материальных потоков;
•режим on-line запроса на транспортное досье по любой группе объектов (субъектов);

Десять лет работы специалистов ИЛЦ по развитию и совершенствованию IT-комплекса в аэропорту «Шереметьево» позволили разработать универсальную структуру для построения системы управления безопасностью, эффективностью и качеством для различных транспортных предприятий и реализовать конкретную систему для ОАО «Шереметьево – Карго».
Особенностью структуры является гибкое сочетание процессного подхода и методов объектного управления, дающее возможность построения более эффективной информационно–технологической среды в интересах управления предприятием.
Разрабатываемые информационные продукты интегрируются в четырехуровневую операционную среду предприятия.

Нижний уровень системы обслуживает материальные потоки:
-пассажиры;
-отправители или получатели груза;
-обслуживающий персонал;
-партнеры;
-автотранспортные средства;
-воздушные суда;
-багаж;
-груз;
-почта;
-бортовые припасы;
-материальные ценности.

На этом уровне решаются задачи первичной регистрации (системной генерации) объектов и субъектов, маркирования и последующей идентификации в различных точках (зонах) предприятия.
Нижний уровень выступает в роли генератора событий, связанных с конкретными объектами или субъектами, известными системе. Информация по генерируемым событиям используется как блоком поддержки принятия решений, так и прикладными программами, сопровождающими бизнес – процессы предприятия.

При комплексировании средств нижнего уровня системы применяются любые аппаратно – программные решения, использующие различные физические принципы и имеющие документированный интерфейс сопряжения:
-штриховые коды различных стандартов;
-радио-метки различных стандартов;
-различные датчики, применяемые для контроля физического состояния объектов (давления, температуры, ускорения, наклона, влажности, движения, пересечения, натяжения, уровня радиации, обрыва, замыкания, задымления и т.д.).;
-видео и радио системы.

Следующий уровень системы обслуживает бизнес-процессы предприятия. Здесь могут быть использованы классические решения и апробированные наработки. Важным и обязательным элементом являются средства синхронизации распределенных баз данных. Здесь будут рассматриваться различные схемы синхронизации в зависимости от требований заказчика, состава и состояния программных продуктов, используемых в проекте.
Вторым важным моментом при создании системы является использование специальных средств генерации системных событий из процессного уровня в интересах их последующей обработки в подсистеме поддержки принятия решений.

Контур оперативного и стратегического управления обслуживается системой поддержки принятия решений, обрабатывающей события, состояния, связанные с различными объектами и ситуации, возникающие в процессе динамического взаимодействия объектов между собой.

Обработка событий по документированным правилам позволяет сформировать массив текущих состояний объектов и субъектов. При этом система формирует сообщения для различных категорий участников процесса по событиям, состояниям, ситуациям и решениям.

В качестве интерфейсов для конечных пользователей в арсенале предприятия есть апробированные решения с использованием мобильных компьютеров, планшетов.
Отдельные приложения имеют двусторонний голосовой интерфейс взаимодействия с системой.
Оперативное управление построено по классической схеме и содержит три базовых компоненты:
-Оперативное планирование и анализ;
-Средства обеспечения суточного плана;
-Средства оперативного контроля.

Стратегическое управление основано на использовании интегрированных показателей, формируемых системой с последующей, после ситуационного анализа, генерацией процессов, позитивно влияющих на конкретные группы показатели. При этом используются средства оперативного управления.


3.Результаты

Работа информационного оператора по обслуживанию грузового терминала ОАО «Шереметьево – Карго» показала высокую эффективность применяемых аппаратно – программных решений в части:
-Пресечения попыток провоза товаров, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;
-Выявления попыток провоза скрытого опасного груза;
-Исключения ситуаций неготовности производственных служб предприятия по прибытии в аэропорт грузов специальных категорий;
-Исключения попыток несанкционированных перемещений грузов и обслуживающего персонала
-Практическое исключение случаев повреждения и утери груза при его обработке.

4.Выводы

Результаты работы показывают необходимость расширения опыта использования информационных операторов в транспортном комплексе России.