Аэроград - главная страница

 




Воздушные ворота в Британию XXI века «трещат по швам»



«Мы проводим масштабную логистическую операцию, не имеющую аналогов».
«Пятый теpминaл - это фантaстика. Нaши пaccажиры смoгyт нacладиться проcтором, кoмфopтoм и удoбcтвами, котoрые oн пpедоcтавляeт. С eго откpытиeм British Airways и BАA полyчaют возможность cделать авиапеpелеты внутpи Beликобритании и зa eе пpеделами бoлee спoкойными и пpиятными».

И здесь трудно не согласиться с исполнительным директором British Airways Вилли Уолшем. Пожалуй, такой «масштабной логистической операции» не проводилось уже давно. А пассажиры вряд ли быстро смогут забыть «спокойный и приятный» перелет, который они были вынуждены пережить 27 марта 2008 года. Вот только с багажом пришлось распрощаться на долгое время, но и это не беда. Как иронизируют журналисты («The Daily Telegraph, UK, 2008»): «В XXI веке багаж не нужен».

Тяжелые времена выпали на долю британской авиакомпании British Airways(BA) и крупнейшего оператора британских аэропортов British Airports Authority (BAA) после открытия пятого терминала 27 марта 2008 года. Как заявил Би-би-си один из грузчиков аэропорта Хитроу, «то, что должно было стать триумфом для British Airways, превратилось в хаос с открытием дверей нового терминала».

Сбои в работе нового пятого терминала аэропорта Хитроу произошли уже в первые часы работы. Из-за отказа багажной системы пришлось отменить десятки рейсов, а некоторые рейсы вылетели без багажа. «По крайней мере, нам не нужно будет тащить домой тяжелые чемоданы. Все же приятная новость», – отшучиваются пассажиры авиакомпании.

Но вряд ли веселый настрой отдельных пассажиров послужит серьезным утешением для British Airways. Как сообщает Sky News со ссылкой на официальное заявление авиакомпании, сбой в работе терминала уже обошелся BA более 16 миллионов фунтов стерлингов. Были отменены сотни рейсов, пострадали десятки тысяч пассажиров.

Более пяти лет велись работы по строительству пятого терминала. Сегодня – это комплекс из трех зданий, связанных между собой переходами и состоящий из 50 новых стоянок для самолетов, самой крупной в Европе системы обработки багажа – 12 тысяч единиц в час, 112 магазинов, огромной парковки. Новый терминал обошелся компании в 4,3 млрд. фунтов стерлингов.

По словам Вилли Уолша, предполагалось, что «Открытие терминала 5 станет историческим событием, которое полностью перевернет представления пассажиров об аэропортах. Благодаря использованию самых передовых технологий и научных разработок, мы сможем значительно сократить очереди, улучшить пунктуальность и увеличить скорость обработки багажа».

Но как показал опыт последней недели, все новое не всегда лучше старого. А перед вводом в действие даже самой современной информационной системы, необходимо продумать все непредвиденные ситуации, с которыми есть вероятность столкнуться.
По мнению Вилли Уолша: «Большое число проблем привели к тем событиям, которые произошли в четверг. Это проблемы с парковкой автомобилей, прохождением контроля на авиационную безопасность сотрудниками, проблемы с компьютерами и системой обработки багажа. В отдельности они бы не привели к тому, к чему привела их совокупность».

И это несмотря на то, что открытию предшествовало неоднократное 6-месячное тестирование всех систем терминала, таких как системы регистрации пассажиров и багажа, системы контроля безопасности и даже парковок. В тестировании принимали участие 16 тыс. добровольцев.
Каковы же реальные причины сбоя в Хитроу?
На сегодняшний день существуют различные точки зрения.

Представители пресс-служб московских аэропортов заверили РИА Новости, что проблем, аналогичных тем, что возникли на новом терминале в лондонском Хитроу, у столичных аэропортов после ввода в эксплуатацию их собственных строящихся терминалов не будет

Также каждый из представителей пресс-служб московских аэропортов высказал свою точку зрения о происшедшем.
Как сообщил представитель пресс-службы «Домодедово»: «Если просто строить новые терминалы, толку не будет. Необходимо параллельно строить терминалы и развивать сам аэродром (в частности, увеличить пропускную способность взлетно-посадочных полос), и развивать инфраструктуру аэропорта».

Хотя, трудно понять, чем строительство новой полосы и развитие инфраструктуры позволит избежать сбоев в работе новых информационных систем. И каким образом это положительно скажется на обработке багажа и профессионализме персонала. Но, видимо, у представителей «Домодедово» свое видение происходящего.

Анна Захаренкова – начальник центра общественных связей аэропорта «Шереметьево», считает, что все системы, применяемые в стратегически важных объектах, могут быть сданы в эксплуатацию только с разрешения государственных контрольных надзорных органов. Необходимо получить акт приемки объекта, и только после этого вводить систему в эксплуатацию.
По ее словам, такая же система действовала в прошлом году при сдаче в эксплуатацию нового терминала «С» в аэропорту «Шереметьево», который ежедневно обслуживает несколько тысяч пассажиров.
«Успешная эксплуатация этого терминала за прошедший год показывает его качественное строительство. За год не было ни одного технического, системного сбоя или проблем с отменой рейсов, их длительной задержкой или обработкой багажа».

И здесь также возникает ряд вопросов. Неужели, при сдаче такого важного стратегического объекта, как новый терминал британского аэропорта BAA и British Airways не заручились поддержкой компетентных органов? Также остается загадкой, чем же может помочь акт приемки объекта в корректной работе системы, в профессиональной подготовке кадров и каким образом это позволит предусмотреть все «подводные камни». Скорее, данные акты способны защитить лишь виновников происшествия от неминуемого наказания, но никак не пассажиров, лишившихся своего багажа и потерявших время в аэропорту.

В настоящее время «Внуково» также готовится к сдаче нового терминала в 2010 году. Представитель пресс-службы московского аэропорта считает возможным предусмотреть все недостатки еще на стадии планирования и проектирования. Он заявил, что «Сейчас делается все для того, чтобы учитывались все самые современные технологии обслуживания пассажиров, обработки и контроля багажа. Мы сделаем все для того, чтобы новый терминал работал без сбоев и вовремя обслуживал пассажиров».

Но вряд ли существует возможность определить все недоработки информационной системы без экспериментальной апробации, а как показал опыт пятого терминала, только работа системы в реальном режиме дает возможность оценить, какое количество рейсов и пассажиров она способна обработать.

Специалисты Информационно-логистического центра «Аэроград» считают, что причин сбоя системы было несколько:

Серьезная ошибка заключалась в том, что в самом начале работы в пятый терминал было переведено большое количество рейсов. Возможно, система была еще недостаточно протестирована и не смогла справиться с таким количеством пассажиров. То, что система выдерживала малые объемы данных, когда проводилось тестирование и обучение, вовсе не говорит о том, что она была готова к обработке больших людских и материальных потоков.

Вспомним 1985 год – год запуска самого современного по тем временам в России грузового терминала в аэропорту «Шереметьево».
Несмотря на многочисленные тесты, техническую исправность оборудования, и то, что система была далеко не новой, сразу после ввода системы в эксплуатацию терминал остановился на три месяца. Причина проста: не были учтены все ключевые факторы процесса перехода на новую технологию.
Вероятно, с этим же столкнулись и в Хитроу.

Также специалисты ИЛЦ считают, что ошибка в британском аэропорту произошла скорее на стыке двух систем: системы безопасности и багажной системы. Некорректная передача данных из одной системы в другую могла послужить причиной сбоя в работе.
Немаловажную роль, конечно, сыграла неподготовленность персонала. Персоналу необходимо было войти в работу перед запуском системы. Обычно срок обучения персонала новой системе составляет 2-3 недели. Если людей обучали в течение шести месяцев, то те навыки, которые персонал Хитроу получил в начале обучения, могли стереться со временем.

По мнению сотрудников «Аэрограда», если речь идет о системах, применяемых в аэропортах, следует помнить, что внедрение должно происходить в режиме непрерывного действия. Режим работы данных систем – 24 часа 7 дней в неделю. У ИЛЦ «Аэроград» имеется большой опыт по внедрению подобных систем, так как он неоднократно проводил работы по автоматизации производственных процессов на таком предприятии, как «Шереметьево-Карго».

Уже в 1996 – 1997 году нашими сотрудниками была разработана и внедрена новая информационная система. Причем, благодаря тщательной подготовке, переход со старой системы на новую был осуществлен без остановки производства.

Внедрение новой информационной системы всегда требует составления четкого плана, тестирования на всех этапах работы, а также сохранения возможности возврата назад (на меньший объем), в случае обнаружения проблемы.

Наши специалисты полагают, что только постепенное наращивание объемов нагрузки, скользящий переход на новую систему и поэтапное обучение персонала может дать положительный результат и снизить ущерб от выявляемых в процессе работы системы ошибок.

И в заключение хотелось бы отметить, что запуск пассажирского терминала не может исключать вопросы обеспечения безопасности в угоду работоспособности других обеспечивающих систем.
В этой ситуации необходимо комплексное организационное решение.
Именно отсутствие такого решения, в случае с пятым терминалом аэропорта Хитроу, привело к столь плачевным результатам.

При написании статьи использовались материалы сайтов:
www.ubix.ru
www.rian.ru
www.avianews.com
www.lenta.ru
www.gzt.ru

Пресс-служба ИЛЦ «Аэроград»
15.04.2008