Аэроград - главная страница

 




На какие мысли наводит топливный кризис



Через дефицит авиатоплива российская авиационная отрасль может перейти в руки иностранцев

Рост цен на нефть и ряд других факторов привели к резкому подорожанию авиационного керосина, что, в свою очередь, грозит подорвать отечественный рынок авиаперевозок. ИЛЦ «Аэроград», как непосредственный участник аэропортового обслуживания, по понятным причинам не смог остаться в стороне от темы топливного кризиса. Мы попросили прокомментировать ситуацию нашего отраслевого обозревателя Василия Степанова:

«Если сразу отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок моего комментария, то, конечно же, топливный кризис наводит на самые мрачные мысли. Когда где-то чего-то не хватает или что-то очень сильно и резко дорожает – это всегда портит настроение, да и по карману ударяет, а в масштабах экономики ведёт к миллиардным потерям. Причём последствия любого отраслевого кризиса для экономики в целом почти всегда оказываются более продолжительными, чем сам кризис.

Сложившаяся на рынке авиационного топлива ситуация говорит, прежде всего, о том, что наметившийся в последнее время довольно высокий темп роста рынка российских авиаперевозок, к сожалению, не является результатом продуманной стратегии. А это значит, что в любой момент, если кому-то из отраслевых участников вдруг захочется потянуть одеяло на себя, невзирая на последствия, как это сделали, к примеру, представители ТЗК, то в целом весьма позитивная тенденция может возыметь совершенно иное направление.

С другой стороны, возникший кризис в очередной раз заставляет государство обратить более пристальное внимание на проблемы гражданской авиации и выработать механизмы внешнего регулирования, которые позволят отрасли развиваться в режиме стабильного роста. Да и самим авиакомпаниям и аэропортовым структурам давно пора обезопасить себя от подобных форс-мажёров нормами корпоративной этики и защиты своих интересов. Очень хотелось бы верить, что надлежащие выводы будут сделаны и оформлены в систему конструктивных решений.

Теперь собственно о том, почему именно подскочили цены на авиатопливо. На мой взгляд, тут воедино сложились, как минимум, четыре фактора: мировой рост цен на нефть, отсутствие грамотно установленных внутрироссийских ценовых индикаторов, локальный монополизм ТЗК, позволяющий службам аэропортов навязывать авиаперевозчикам необоснованно высокие цены и, наконец, корпоративный сговор между производителями авиакеросина. Соответственно, с учётом этих факторов, государство всерьёз должно поработать и с заправщиками, и с производителями, и с системой ценообразования.

В любом случае, абсолютно аномальную ситуацию, при которой в стране, являющейся мировым экспортёром нефти, цены на авиационное топливо превышают его стоимость в странах, в которых нефти нет вообще, необходимо как-то решать. В противном случае, российский рынок авиаперевозок может отойти иностранным авиакомпаниям, использующим более экономичные воздушные суда и максимально оптимизированный бизнес. Более того, в дальнейшем российские авиаперевозчики (в случае, если монополизм ТЗК будет сломлен, но не будет принят ряд других важных экономических решений) могут переключиться на иностранных производителей топлива.


На мой взгляд, демонополизация рынка топливозаправочных комплексов, без создания льготных налоговых условий для российских производителей авиатоплива и ответственного инвестирования в их производственную базу, может принести больше вреда, чем пользы.

Судите сами, потребление топлива нашими авиакомпаниями растет, а производственные мощности не модернизируются и в скором времени уже не смогут удовлетворить возрастающий спрос. Такое положение вещей в конечном итоге, по вполне объективным причинам, поставит нашу авиацию в зависимость от зарубежных производителей авиакеросина.

Какой же вывод напрашивается из сказанного? А вывод такой: проблему сговора производителей и владельцев топливозаправочных комплексов, безусловно, необходимо тщательно изучить и принять соответствующие меры, т.к. по мнению ряда экспертов, цены на топливо сегодня не соответствуют реальной рыночной обстановке. Но при этом, необходимо подумать и о перспективе, в которой мировые цены на нефть будут постоянно расти, будут увеличиваться объёмы авиаперевозок и соответственно увеличиваться спрос на авиатопливо. При стареющей нефтеперерабатывающей промышленности и таких внешних условиях, одними репрессивными методами сдержать рост цен на внутреннем рынке будет просто невозможно. И об этом необходимо задуматься уже сейчас.


Василий Степанов, специально для ИЛЦ «Аэроград»
18.12.2007